СКОРОСТЬ УНИЦИКЛА. ШАТУНЫ

Скорость унициклиста складывается из двух параметров: диаметра колеса и частоты педалирования (каденса). А частота и длительность педалирования зависят от усилия на педали, которое подбирается длиной шатуна.

Второй обзор о скорости посвятим еще одной технической детали – подбору длины шатунов для катания. В этом вопросе много индивидуального, но общие закономерности есть.

Длина шатунов задает передаточное соотношение, которое надо будет раскрутить райдеру при движении, то есть благодаря именно этой детали можно подобрать оптимальную нагрузку при педалировании. Однако подбирать придется методом проб и ошибок, потому что у шатунов длина – величина постоянная, и чтобы изменить длину, надо сменить шатуны, а это не самая дешёвая деталь. Существуют шатуны под два, три, реже – более педальных разъема, которые дают возможность поиграть длиной без смены детали, переставив по высоте топталки, но такие шатуны под себя тоже надо подобрать. Многоразъемные шатуны хороши для тех, кто любит ездовые направления и не ограничивает себя только асфальтом или только оффроудом.

Итак, о чем полезно знать на этапе выбора?

Попытаемся раскрыть эти тезисы. Начнем с первого, так как тема скорости главная в цикле наших обзоров.

Райдеры, кому приходилось испробовать разную длину шатунов на одном уницикле, наверняка заметили, что на коротких шатунах ехать сложнее, но быстрее.

Откуда берется это увеличение скорости, если она не зависит от длины рычагов, а только от радиуса колеса и каденса?

Длинные рычаги легче продавить, но они дольше совершают оборот, потому что путь ноги больше. На коротких – выше нагрузка, но короче путь, и за единицу времени можно успеть сделать больше оборотов при примерно равном усилии на педалирование: усилие, которое было направлено на преодоление большего расстояния, уходит на силу продавливания. Однако повышение каденса требует увеличить мощность: скорость – это мощность, деланная на силу.

Да, разгадка в том, что на коротких шатунах увеличивается каденс, и вот он-то (каденс) поднимает скорость. Если длина шатунов меняется вдвое (от 90 мм до 180 мм), то и частота педалирования меняется вдвое, а с ней и скорость. А то, насколько короткие шатуны реально раскрутить, упирается в мощность райдера.

Подробнее о мощности и каденсе мы поговорим в следующем обзоре, а пока краткая отсылка:

Человеческий предел ограничен 700 ваттами, да и то скорее эта мощность из серии «достичь и умереть»! Мастер спорта по стандартам СССР способен поддерживать такое усилие всего 2 минуты, а любитель – 15 секунд.

Средняя мощность любителя где-то 180-250 ватт, а максимальная, на которой он выдержит хотя бы пару минут, – 300-400 ватт. Условно это можно соотнести как средний каденс 80 об/м и максимальный 160 об/м на плоскости (вспоминаем таблицу скоростей из первого обзора).

Теперь о том, как ездить на шатунах определенной длины в действительности и для каких условий они подходят, или о Тезисах 2,3 и 4.

Подбор оптимальной длины шатунов с учетом передаточного числа (для каденса 80):

Таблица №1

Внутри обзора о шатунах нельзя не коснуться вопроса о планетарной втулке, потому что она тоже влияет на скорость и усилия при педалировании. Включая передачу на втулке, райдер увеличивает передаточное соотношение: при том же каденсе скорость будет выше в 1,5 раза (например, без передачи максимальная скорость равна 24 км/ч, а с ней – 36 км/ч), но усилий на педалирование будет уходить на те же 1,5 раза больше.

Планетарную втулку ставят на ездовые унициклы от 24” до 36”. При этом 24” с планетарной втулкой по скорости и усилиям равна 36” без неё.

В первом обзоре о скорости мы говорили о важности веса уницикла. У шатунов, как и в случае с рамой, можно уменьшить вес, пожертвовав прочностью. Первыми на унициклах появились шатуны типа «стандарт» – легкие, тонкие, изящные, а после, с развитием экстремальных видов, появились усиленные и более тяжелые шатуны, которые мы условно назовём «экстрим».

Если разбираться с передаточными соотношениями лень, тогда вот таблица с самой ходовой длиной шатунов в разных направлениях:

Итак, обобщаем материал.

Подбирая шатуны для уницикла, надо ответить на три вопроса:

  1. Где/как вы собираетесь ездить? (Паркет, асфальт, кросс-кантри, муни, трюки?)
  2. Что важнее – проехать быстро или сохранить силы и уехать дальше?
  3. Каковы реальные физические возможности?

Чем хуже физическая подготовка райдера, тем большее предпочтение стоит отдать более длинным шатунам, которые отвечают требованиям по рельефу и скорости.

На этом про шатуны у нас всё.

Многих километров, друзья!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *