СКОРОСТЬ УНИЦИКЛА. ТЕХНИКА ПЕДАЛИРОВАНИЯ

В предыдущем обзоре о скорости уницикла мы попытались рассмотреть такую неоднозначную тему как каденс. Но каденс лишь количественный показатель в технике педалирования. В этот раз обзор посветим качественным характеристикам, а именно тому, как крутить педали правильно.

И снова воздержимся от тезисных высказываний и призовем опытных унициклистов поделится своим опытом.

Каемся, в четвертой части цикла не будет ни слова о скорости, но зато многое о том, как получить максимум без травмирующих последствий.

Возможно, кому-то покажется, что в обзоре много воды или прописных истин, однако, не все знают или осознают их важность из-за кажущейся очевидности.

ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА

В первой части обзора коснемся проблемы правильной посадки.

Это дискуссионная тема внутри дискуссионной темы и в ней три составляющих:

1.Высота седла

Правильная посадка или тип посадки определяются высотой седла.

У велосипедистов высота подбирается в зависимости от типа или стиля езды. Более высокое седло вынуждает пригибаться к рулю, создавая и поддерживая аэродинамическую форму. Более низкое седло дает возможность использовать ноги как амортизаторы. Для выполнения трюков седло обычно опускается до минимума или совсем убирается.

Унициклистам с этим сложнее.

Для того чтобы мышцы работали правильно и меньше забивались при педалировании из седла нога райдера в нижнем положении (на шесть часов) должна распрямиться, как при ходьбе, – полностью, но не до упора, иначе говоря, не до «защелкивания» колена.

Для того чтобы мышцы работали правильно и меньше забивались при педалировании из седла нога райдера в нижнем положении (на шесть часов) должна распрямиться, как при ходьбе, – полностью, но не до упора, иначе говоря, не до «защелкивания» колена.

Важно! При опоре на педаль в положении на шесть часов стопа райдера должна быть параллельно полу, а не на носке.

Только это значит, что ноги больше не могут в достаточной мере выполнять роль амортизатора на кочках, потому что даже стоя у унициклиста нет запаса между седлом и пахом. И если асфальтовые катальщики, хоть и с некоторым неприятным осадком, еще могут себе это позволить, то для оффроуда высоко задранное седло неприемлемо, причем чем жестче бездорожье и чем больше прыжков предстоит, тем ниже лучше опустить седло.

Высоту седла подбирают так, чтобы найти баланс между желательным полным распрямлением ноги и необходимым зазором для амортизации на кочках. Чем больше вращение педалей будет напоминать движение ног при ходьбе, тем меньше будут забиваться мышцы райдера.

Необходимый зазор индивидуален и для каждого райдера, и для разных рельефов. Можно попробовать зазор в 5 сантиметров от седла до паха при положении педали на шесть часов, а от этого уже экспериментировать по высоте. Для шоссе можно меньше, для оффроуда – намного больше.

Важно! Самый верный способ загубить свои колени – выкручивать силовые, сидя низко в седле.

2. Положение стопы на педали

Начинающие ставят стопу так, чтобы педаль оказалось как раз по центру.

Оно и понятно: так легче поймать баланс и меньше вероятность соскальзывания ноги с топталки. Однако если надо крутить быстро, эффективно и далеко, стопы надо ставить несколько по-другому.

И мы снова приходим к тому, что чем больше педалирование напоминает естественный шаг, тем лучше.

Площадь педали сама по себе небольшая, меньше нашей стопы, так еще и вес райдера должен пройти точно через ось, иначе педаль прокрутиться и нога соскользнет. На стопе у нас есть три точки, через которые мы можем правильно передать свой вес, а значит и усилия на педаль.

Стоя человек опирается на землю не всей стопой, а тремя ее точками: пяткой, плюсной (подушечки перед пальцами) и пальцами, то есть теми местами, где в пол упираются кости. При ходьбе плюсной и пальцами мы отталкиваемся, а на пятку приземляемся. Бегуны перед рывком встают на носочки – те самые плюсну и пальцы, чтобы с места выдать больше мощности.

 –  Давить пятками получается очень сильно, но ходить на них неудобно, потому что приходится перераспределять вес, да и рывок с пяток весьма затруднителен.

 –  Хождение чисто на пальцах тоже малоприятное занятие, так как приходится сдвигать центр тяжести вперед, а сама точка опоры слишком маленькая.

 –  Упор на плюсну хоть и заставляет дополнительно напрягаться икроножную мышцу, но в целом достаточно стабилен и не требует сильной «калибровки» центра тяжести.

Важно! Чтобы педалирование было максимально эффективным, надо поставить стопу таким образом, чтобы основание большого пальца располагалось над осью педали.

Поначалу такое положение непривычно и «неудобно» даже велосипедистам, которым поддерживать баланс куда легче, чем унициклистам, но со временем все приходит в норму, а нога становится сама именно туда, куда ей следует.

У новичков могут быстро уставать мышцы на икрах. Это случается по двум причинам: слишком высоко установлено седло, из-за чего райдеру приходится нижнее положение педалей прокручивать на носочках (у унициклистов эта проблема встречается очень редко, потому что мы обычно грешим обратным – слишком опускаем седло) или просто слабые мышцы. Первое решается регулировкой седла, второе – тренировками.

3. Положение ног и корпуса относительно уницикла

В идеале, для лучшего педалирования бедра и колени должны быть «зафиксированы» и ходить строго параллельно колесу. А чем меньше плечи и спина будут раскачиваться, тем меньше лишних усилий будет потрачено на педалирование.

Туристам, марафонцам и спринтерам трека действительно стоит попрактиковаться в стабилизации тела. Помочь в этом может вынос, который даст дополнительную опору. На уницикле без выноса возможна только прямая посадка, с выносом же можно сместить центр тяжести вперед. Скорость в обоих случаях зависит от размера колеса и каденса, но с выносом снизится аэродинамическое сопротивление, а значит нагрузка на педали, что даст возможность дольше педалировать. Дополнительно разгружается спина.

Любителям оффроуда стабилизация тоже не помешает, но можно особо не заострять на этом внимание. В какие только узлы их не заворачивает на кочках, а махи балансовой рукой неизбежно раскачивают корпус, да и рулят унициклисты на бездорожье целиком собой, по-другому и не скажешь: коленями, бедрами, корпусом, плечами, руками.

АДЕКВАТНЫЕ НАГРУЗКИ НА МЫШЦЫ И СУСТАВЫ

Вторая часть обзора по технике педалирования посвящена адекватным нагрузкам на мышцы и суставы.

Уницикл – это спортивный снаряд, а в спорте важно потратить минимум усилий для максимального результата.

1) Золотое правило любого спорта – нужно делать разминку!

Если райдер собирается ехать далеко и долго либо жестко, то это действительно обязательно. На уницикле нет возможности прокатиться «на холостых», говоря языков велосипедистов – вкататься, чтобы дать разогреться мышцам, поэтому мышцы должны быть в тонусе до того, как райдер окажется в седле.

2) На старте не стоит рвать с места: чем плавнее будет начало движения, тем меньше нагрузка на суставы. По возможности не стартовать в гору по прямой линии, а двигаться по диагонали.

3) Не стоит делать скоростные рывки резко. Оксюморон, но он во благо суставов! Если райдер не участник соревнования, где важна каждая секунда, то скорость лучше набирать плавным повышением каденса.

4) Перед коротким апхилом или непродолжительным силовым участком лучше всего повысить каденс, чтобы набрать больше инерции и проскочить препятствие именно за счет неё, а не дополнительных мышечных усилий или продавливания весом. Если проскочить по инерции невозможно, то силовые участки и апхилы эффективнее и легче выкручивать стоя, потому что так нагрузка перераспределяется с колен на бёдра. Однако долго крутить стоя утомительно, так как педалирование в рост вовлекает в процесс всё тело, а значит больше мышц, которые тянут энергию.

5) По плоскому рельефу равномерное, а не рывковое педалирование экономит силы и оберегает суставы от перегрузок.

6) С накоплением усталости на поддержание равномерного каденса требуется всё больше усилий, начинается силовое продавливание педалей. На больших дистанциях лучше остановиться на отдых при появлении первых признаков усталости или хотя бы переключить работу с одной группы мышц на другую: после долгой езды в седле – покрутить стоя и наоборот. Кроме того, после долго сидения полезно покрутить стоя для возобновления правильного кровообращения в паху, особенно это касается мужчин.

Важно! Не терпите боль!

7) Как только появились неприятные ощущения в коленях – остановитесь!

Отдохните, пройдитесь, поприседайте, одним словом, дайте коленям отдохнуть. После продолжительных нагрузок нелишними будут горячая ванна или тёплый компресс. В случае регулярных неприятных ощущений в коленях на время ограничьте тренировки. Можно попробовать мази с хондроитином, а еще лучше своевременно обратиться к хорошему врачу.

8) Не меньших, а иногда и гораздо больших усилий требует торможение, особенно на скорости и на спусках. Поэтому тормоз – одна из полезнейших дополнительных навесок ездовых унициклов.

Полезная ссылка: наш обзор о дополнительной навеске и апгрейде уницикла.

9) Ещё можно отметить равномерное распределение усилий на педали в целом. И снова весьма спорно, но нашим собратьям-велосипедистам очень помогает.

Обычно педалирование новичка выглядит так: одна нога разгибательным движением доводит педаль до крайней нижней точки, после чего расслабляется, а другая нога завершает полный оборот таким же действием.

Чтобы педалирование было эффективнее, надо, чтобы первая нога, оказываясь на шесть часов, не расслаблялась, а протолкнула педаль за крайнюю нижнюю точку, и по возможности подтянула её вверх; как удачно подобрал ассоциацию один из блогеров рунета – движение, словно убираете грязь с подошвы ботинок. Последнее для унициклиста что-то из разряда невыполнимого, а вот просто протолкнуть педаль за шесть часов вполне реально, если чуть наклониться вперёд и упереться в седло, а ещё лучше – в вынос.

Важный момент: при такой технике педалирования увеличивается усилие на педалях, что влечёт за собой повышение каденса, с одной стороны, а с другой – может привести к сильному раскачиванию уницикла.

Как и вокруг каждого важного нюанса или методики о правильной технике педалирования можно долго спорить и разговаривать. Единого и правильного мнения тут нет и быть не может – слишком много различных направлений и техник езды.

То, что хорошо любителю асфальтовых туров, не всегда подойдет фрирайдеру. А советовать что-то представителям трюковых направлений – пустая затея, потому что суть стиля не в наматывании километров, а в классных финтах.

В заключение этого обзора скажем, что для сохранения суставов при активном катании на уницикле важно не только крутить правильно и соизмерять нагрузки, но также своевременно пить воду во избежание обезвоживания и одеваться по погоде, потому что и перегрев, и выстывание одинаково вредят здоровью.

Полезная ссылка: о подборе одежды по погоде в нашем обзоре

Многих километров, друзья!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *